Поиск

 
Легенды древнего мира » Философия » 5.2. Формирование первых греческих государств и мифологическое пространство I часть

5.2. Формирование первых греческих государств и мифологическое пространство I часть


Раздел: Философия

Процесс образования греческих городов-государств (полисов) в основном завершился к V в. до н. э. К этому времени греки уже осознавали себя как единую по происхождению культурно-языковую общность – эллинов. Между городами-полисами началось противоборство за первенство в эллинском мире.
Греческий язык и классическая мифология – вот два главных фактора, которые обеспечивали формирование единого культурного пространства Древней Греции. Эти факторы были представлены и могли быть воспроизведены в любой части ее территории. Они же обеспечивали стержень общегреческого единства, без них оно было бы невозможно. И они же составили основное поле борьбы между полисами за лидерство в Греции.
Греческие колонии – это поселения выходцев из какого-либо города-полиса. Они возникали в силу многих причин. Например, перенаселенности, необходимости развития торговли, даже изгнания с родины (Брашинский И. Б., 1963). Наверное, с этим стоит согласиться, но главной причиной было, скорее всего, стремление некоторой части жителей уйти за пределы полиса, чтобы в другом месте получить независимость для создания новых полисов. На территории Греции таких возможностей уже не оставалось.
Первые греческие колонии появились в Италии и Сицилии. Поэтому Южную Италию даже иногда называли Великой Грецией. Там возникла первая колония – Кумы. Ее основали выходцы сразу из нескольких городов-полисов: Халкиды, Эретрии и Ким. Халкида основала здесь еще несколько колоний – Наксос, Занкла (впоследствии Мессана, Мессина) и Леонтины. Дорийский город-полис Коринф основал там же колонию Сиракузы, Спарта – Тарент, Мегар – одноименную колонию.
Греческие колонии возникали на Средиземном и Черном морях повсеместно, от Испании до Колхиды. Затем эти колонии стали организовывать собственные колонии. В Африке греческой колонизации противодействовали Египет и Карфаген, но и там после установления торговых отношений купцы из Милета, Самоса и Эгины возвели греческие колонии Навкратис и Кирена. Полис Мегар у пролива, соединяющего Средиземное море с Черным, основал колонию под названием Византий.
Колонии связывали с метрополией (что означает «материнский город») не только деловые отношения, но и духовные связи. При этом деловые связи сокращались, а духовные – усиливались. Благодаря колониям пространство классической мифологии увеличилось. К тому же мощная колониальная система внушала грекам ощущение общности. Величайшей общей святыней стал храм Аполлона в Дельфах. Сюда устремлялись паломники не только из городов-полисов, но и из всех колоний. Но об этом я, кажется, уже рассказал.
Что еще общего было в Греции в V в. до н. э.? Были еще и общеэллинские праздники. Например, игры, посвященные Зевсу, – в Олимпии и Немее, Посейдону – на Коринфском перешейке и Аполлону – в Дельфах. Соответственно их называли Олимпийскими, Немейскими, Коринфскими и Пифийскими. Игры были важнейшим объединяющим событием в Греции, на время их проведения на всей территории метрополии и колоний провозглашался священный мир. Игры не только способствовали единению греков, но и стимулировали развитие искусства и литературы: поэты сочиняли в честь победителей оды, а скульпторы ваяли из мрамора фигуры атлетов. Даже летоисчисление греки вели по олимпиадам, которые проходили раз в 4 года. Они отсчитывали время от первых игр, начиная с 776 г. до н. э.


Формирование общегреческого пространства обострило борьбу между полисами за лидерство в этом процесс. В V в. до н. э. лидерами стали эолийский полис Фивы, дорийские полисы Спарта, Аргос и Коринф, а также ионийский полис Афины. Их соперничество привело к длительному противостоянию Афин
и Спарты, Пелопоннесской войне между ними и завершилось расцветом Афинской державы.

Все так. Но сначала были тяжелейшие греко-персидские войны. Я об этих войнах у Геродота прочитал (Геродот, 1972). И я так понял, что если бы не было этих войн, как бы тяжело они для греков не складывались, вся бы история совсем по другому пути пошла.
Так вот, в VI в. до н. э. греческие города, расположенные в Малой Азии, а также острова в Эгейском море были захвачены царем Лидии Крезом. Кстати, этот царь был большой поклонник греческого искусства. И в своих политических взглядах он был, как теперь говорят, толерантным. При нем духовная жизнь захваченных городов продолжала процветать. Но, как говорили древние греки, нет такой рыбы, которую бы не сожрала еще большая рыбина. И вот когда саму Лидию захватил персидский царь Кир, а случилось это в 546 г. до н. э., прибрежные греческие города оказались под властью Персии. Так возникла Ионийская сатрапия. Сатрапы относились к греческой культуре с явным уважением. Но уважение – уважением, а налоги стали расти еще быстрее. А тут еще в 513 г. до н. э. персидский царь Дарий захватил побережье Фракии. А там были две афинские колонии. Тогда уже в борьбу включились и Афины. До этого они все присматривались – что полезного еще можно из конфликта извлечь для Афин. А тут, когда сами вдруг пострадали, то подговорили ионийские города во главе с Милетом к восстанию. Оно случилось в 499 г. до н. э. Восставшие напали на город Сарды, где находился дворец сатрапа, и сожгли его. Тогда возмущенный Дарий направил свой могучий флот в Эгейское море, для того чтобы отомстить повстанцам. Но флот, очень вовремя, потерпел крушение у мыса Афон. Было это в 492 г. до н. э. Но уже в 490 г. до н. э. новая военная экспе-диция Дария переправилась через Эгейское море и разрушила город Эритрию. После этого войско персов вторглось в Аттику. Там и произошла историческая битва при Марафоне. В ней персы потерпели сокрушительное поражение от афинского полководца Мильтиада.
Неожиданное нападение персов так напугало правителей Афин, Спарты, да и всех других полисов, что они (32 города-полиса) в 481 г. до н. э. заключили договор о союзе и мире. И очень, надо сказать, вовремя. Потому что в 480 персидский царь Ксеркс вновь обрушился на Грецию. Он, как об этом повествует Геродот, навел плавучий мост из кораблей через пролив Геллеспонт (Дарданеллы).
Тут уж не до распрей, и Афины и Спарта решили оказать сопротивление персам. Несмотря на это, в сражении под Фермопилами погиб спартанский царь Леонид, а Афины были сожжены. Но все равно, слава греческим богам и Афине, греческий флот одержал решающую победу в морском сражении
у острова Саламин. Тогда был уничтожен весь огромный флот Ксеркса. Сам царь ушел из Греции, но там оставил очень большую армию. Но ненадолго. В 479 г. до н. э. эти войска потерпели окончательное поражение от объединенных греческих войск под руководством спартанского военачальника Павсания, в битве у Платей в Беотии.

Ключевые теги:

 

 

добавить Добавление комментария