Авторизация

 Популярное

Долина смерти в Якутии
Добвлено: 24-12-2011, 15:57
Автор: myrz
Комментариев: 0
Просмотров: 47
Кто такие тролли?
Добвлено: 12-12-2011, 19:48
Автор: myrz
Комментариев: 0
Просмотров: 80
Египетская мифология: Легенда об Осирисе
Добвлено: 15-12-2011, 13:50
Автор: myrz
Комментариев: 0
Просмотров: 66
Распутный демон Инкуб
Добвлено: 12-12-2011, 21:51
Автор: myrz
Комментариев: 0
Просмотров: 64
Греческие боги: Аид
Добвлено: 15-12-2011, 12:45
Автор: myrz
Комментариев: 0
Просмотров: 59
Кто такие гоблины?
Добвлено: 12-12-2011, 20:23
Автор: myrz
Комментариев: 0
Просмотров: 55
Мифология Северной Америки
Добвлено: 13-12-2011, 23:37
Автор: myrz
Комментариев: 0
Просмотров: 53
Абхазская мифология: Абнауаю
Добвлено: 13-12-2011, 16:34
Автор: myrz
Комментариев: 0
Просмотров: 53
Египетская мифология: Анубис
Добвлено: 15-12-2011, 14:45
Автор: myrz
Комментариев: 0
Просмотров: 51
«Только в бога и русского царя»
Добвлено: 7-12-2011, 18:32
Автор: myrz
Комментариев: 0
Просмотров: 46

 

 
Легенды древнего мира » Философия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Раздел: Философия

Пора, как мне кажется, сделать некоторые философские обобщения. Теперь о сущности путешествий в античное время. Они неоднократно возникали в ходе наших свободных рассуждений и осмысления изложенных фактов относительно мифологии путешествий.
Прогресс современной науки и техники настолько впечатляющ, что, как правило, мы, т. е. современные люди, склонны считать, что в нравственном и в духовном плане также ушли далеко вперед по сравнению, скажем, с людьми XVIII века. Мало того, что телевизор, самолет и компьютер были им не знакомы, так мы еще Пушкина и Толстого читали… Вслед за формулой «бытие определяет сознание» как-то сама собой на ум приходит уверенность и в нравственном превосходстве. При этом, почему-то, мы удовлетворяемся статистическими мерками превосходства людей XXI века над людьми века XVIII. Редко кто при этом соотносит собственную духовность с духовностью Пушкина, Толстого, Достоевского или, скажем, Шолохова. А ведь задумались бы, глядишь, и успокоились. Для преодоления заносчивости необходима определенная встряска.
Такую полезную встряску устроил нам Платон в своем произведении «Тимей». Там, в частности, приводится беседа Сократа с Критием. А вот что поведал Критий великому Сократу, попросим нам пересказать.

: myrz  |  26-07-2011, 01:34 |  457  |  Читать подробнее...

 

5.2. Формирование первых греческих государств и мифологическое пространство III часть


Раздел: Философия

Периклов век еще называют «Золотым веком греческой культуры». Под влиянием философии, так быстро развивающейся в Греции, в эти годы меняется отношение людей к мифам. Оно становится, с одной стороны, всеобщим, с другой – все более скептическим. Мифологические представления в это время распространяются с помощью других искусств, особенно с помощью драмы, которая становится сначала проводником, а вскоре и переводчиком мифа. Миф непосредственно перестает быть естественным средством выражения наиболее важных идей и представлений о мире. Драма значительно перерабатывает древние предания, при этом акценты конфликтов переносятся на уровень личности и семейства. Благодаря драме люди стали воспринимать «заезженные» сюжеты мифов как касаю-щиеся их лично. Рок судьбы стал восприниматься как неизбежность, преследующая конкретного человека, а также членов его семьи.
Несмотря на все злоключения, формирование единого греческого государства идет бурно. Удивительно, чем больше возникает противоборств, тем быстрее идет процесс консолидации общегреческого мифологического пространства. За лидерство поначалу борются Афины и Спарта. Но иногда в этот спор двух титанов вмешиваются и другие территории.
Точно. Например, остров Лесбос вдруг решил выскочить из Афинского морского союза. Так с этим выскочкой быстро управились и наказали примерно. Поначалу в конфликте побеждали Афины. Потом Спарта. Понятно, что они же вносят новую редакцию в существующие мифологические тексты, где превозносят все афинское, и только начинают вымарывать все спартанское величие, как новая война и поражение афинян при Амфиполе. И снова нужна новая редакция.
Когда между Спартой и Афинами на целых пятьдесят лет устанавливается мир, то согласно мирному договору при Никие (Никиев мир) во всех сферах жизни должно было быть восстановлено предшествующее состояние (Status quo ante). В том числе и в мифологии. Значит, тащи обратно старые тексты. Этому сопротивлялся Алкивиад – так его обвинили в религиозном преступлении. Вынужден был Алкивиад бежать в Спарту.
Вы, конечно, знаете, кто такие олигархи. В начале IV в. до н. э. и в Греции появились свои олигархи. Ими стали 30 тиранов, которых контролировала уже Спарта. Получилось так, что когда Спарта стала главенствовать в Греции, то Персия вошла в силу в Средиземноморье. Спарта все-таки не морское государство. Вот и случилось очень похожее на наше время. Многие события, происходящие в Греции, были задуманы и, как теперь говорят политические комментаторы, дирижировались из Персии. Почти по нашей перестроечной формуле: «хотели как лучше, а получилось как всегда». Вот так, осстановление демократии в Афинах под эгидой Фрасибула привело к ее разгулу. В 399 г. до н. э. великий Сократ по решению новой демократии даже был приговорен к смертной казни и даже принял яд болиголова.
Есть такое правило: если свои боги кажутся ничтожными, то чужие – великими. Поэтому в это время с греческими мифами каждый что хочет, то и делает. Особенно продвинутые политики, так те даже добиваются отмены религиозной цензуры. Среди молодежи царят разврат и поклонение демонам
и чужим богам.
Но достаточно было, благодаря решительности афинянина Ксенофонта, возвратить на родину греческий вспомогательный контингент, который вошел в историю под названием «Поход 10000 греков», как идеологическая ситуация в корне меняется. Вводится религиозная цензура, возвращается порядок. А тут еще и боги греческие помогать стали – могучий и досель непобедимый персидский царевич Кир вдруг так неожиданно и вовремя умер, что, точно, без греческих богов не обошлось!


: myrz  |  26-07-2011, 01:26 |  1127  |  Читать подробнее...

 

5.2. Формирование первых греческих государств и мифологическое пространство II часть


Раздел: Философия

Случилось так, что большая часть общегреческих ценностей и богатств разместилась в столице государства – Афинах. Такая концентрация лишний раз подчеркивала их мощь и величие. После персидских войн Афины завоевали доминирующее положение в греческом мире (рис. 5.6).
Превосходство Афин объяснялось прежде всего превосходством на море. Их мощь многократно возросла благодаря Афинскому морскому союзу, созданному на священном острове Делос в Эгейском море. Там же проводились собрания союза, и хранилась общая казна. Афины с толком использовали эти средства на дальнейшее укрепление своего флота.

Действительно, благодаря этому Афины безраздельно властвовали на море. В 461 г. до н. э. афинскую демократию возглавил Перикл. Начался самый яркий период Афин, известный под названием «эпоха Перикла».
Великий Перикл во всех отношениях соответствовал задаче формирования единого пространства. Более того, именно благодаря его усилиям и политике эта задача нашла поддержку среди народа. Перикл первым стал умерять аппетиты правителей Афин («по названию демократия, в действительности же монархия первого мужа»). Для снабжения неимущего населения Перикл организовал многочисленные клерухии. Создание единого Аттического государства Перикл связал с согласованием интересов всех слоев населения Афинского государства, за счет искусства проведения внутренней, внешней и культурной политики. Это позволило ему сочетать задачи популизма, политической гегемонии и культурной миссии. Периклу удалось превратить Афины в культурный центр греческого мира и сконцентрировать огромные средства на строительство сооружений на Акрополе. Там были возведены Парфенон, Пропилеи, храм Афины Ники, а рядом с Акрополем – одеон (крытый концертный зал) Перикла, а над агорой – храм Гефеста. Но, может быть, самая главная заслуга Перикла состоит в том, что ему удалось собрать рядом с собой выдающихся людей со всей Греции – Геродота из Галикарнаса, Анаксагора из Клазомен, Гипподама из Милета, Софокла и Фидия.
При Перикле происходит расцвет искусств, а политическое значение Афин крепнет. Членами Афинского морского союза становятся более 400 городов-полисов Греции.

: myrz  |  26-07-2011, 01:24 |  286  |  Читать подробнее...

 

5.2. Формирование первых греческих государств и мифологическое пространство I часть


Раздел: Философия

Процесс образования греческих городов-государств (полисов) в основном завершился к V в. до н. э. К этому времени греки уже осознавали себя как единую по происхождению культурно-языковую общность – эллинов. Между городами-полисами началось противоборство за первенство в эллинском мире.
Греческий язык и классическая мифология – вот два главных фактора, которые обеспечивали формирование единого культурного пространства Древней Греции. Эти факторы были представлены и могли быть воспроизведены в любой части ее территории. Они же обеспечивали стержень общегреческого единства, без них оно было бы невозможно. И они же составили основное поле борьбы между полисами за лидерство в Греции.
Греческие колонии – это поселения выходцев из какого-либо города-полиса. Они возникали в силу многих причин. Например, перенаселенности, необходимости развития торговли, даже изгнания с родины (Брашинский И. Б., 1963). Наверное, с этим стоит согласиться, но главной причиной было, скорее всего, стремление некоторой части жителей уйти за пределы полиса, чтобы в другом месте получить независимость для создания новых полисов. На территории Греции таких возможностей уже не оставалось.
Первые греческие колонии появились в Италии и Сицилии. Поэтому Южную Италию даже иногда называли Великой Грецией. Там возникла первая колония – Кумы. Ее основали выходцы сразу из нескольких городов-полисов: Халкиды, Эретрии и Ким. Халкида основала здесь еще несколько колоний – Наксос, Занкла (впоследствии Мессана, Мессина) и Леонтины. Дорийский город-полис Коринф основал там же колонию Сиракузы, Спарта – Тарент, Мегар – одноименную колонию.
Греческие колонии возникали на Средиземном и Черном морях повсеместно, от Испании до Колхиды. Затем эти колонии стали организовывать собственные колонии. В Африке греческой колонизации противодействовали Египет и Карфаген, но и там после установления торговых отношений купцы из Милета, Самоса и Эгины возвели греческие колонии Навкратис и Кирена. Полис Мегар у пролива, соединяющего Средиземное море с Черным, основал колонию под названием Византий.
Колонии связывали с метрополией (что означает «материнский город») не только деловые отношения, но и духовные связи. При этом деловые связи сокращались, а духовные – усиливались. Благодаря колониям пространство классической мифологии увеличилось. К тому же мощная колониальная система внушала грекам ощущение общности. Величайшей общей святыней стал храм Аполлона в Дельфах. Сюда устремлялись паломники не только из городов-полисов, но и из всех колоний. Но об этом я, кажется, уже рассказал.
Что еще общего было в Греции в V в. до н. э.? Были еще и общеэллинские праздники. Например, игры, посвященные Зевсу, – в Олимпии и Немее, Посейдону – на Коринфском перешейке и Аполлону – в Дельфах. Соответственно их называли Олимпийскими, Немейскими, Коринфскими и Пифийскими. Игры были важнейшим объединяющим событием в Греции, на время их проведения на всей территории метрополии и колоний провозглашался священный мир. Игры не только способствовали единению греков, но и стимулировали развитие искусства и литературы: поэты сочиняли в честь победителей оды, а скульпторы ваяли из мрамора фигуры атлетов. Даже летоисчисление греки вели по олимпиадам, которые проходили раз в 4 года. Они отсчитывали время от первых игр, начиная с 776 г. до н. э.

: myrz  |  26-07-2011, 01:23 |  578  |  Читать подробнее...

 

5.1. Историко-географический контекст формирования пространства классической мифологии IV Часть


Раздел: Философия

Центральной структурой в системе расселения Древней Греции был полис (рис. 5.3). Полис состоял из города и примыкающих к нему общинных земель. Полис еще сохранял систему свя-зей жителей с ландшафтом и занимал совсем незначительные территории. Так, площадь Аттики составляла 2550 км2, Корин-фа – 880, Аргоса – 1400, Фокиды – 1650 км2. Само название «полис» означает, что он находится под защитой божества
и созданных им законов. Полисы быстро изменялись.

В этот период полисами правили местные цари. Затем на смену монархиям пришли аристократии. Причиной этого стало укрепление позиций землевладельческой знати. Затем, как водится, дождались и тиранов. Многие думают, что тираны – это большая беда для народа. Может быть и так. Но в Древней Греции, и это точно, было совсем не так. Слово «тиран», вообще-то означало, что правитель захватил власть незаконно. Но многие тираны были мудрыми и полезными правителями. Они поощряли литературу и искусство, украшали города общественными зданиями и способствовали развитию торговли и ремесел. Об этом я прочитал, кстати, у К. Куманецкого (1990) и В. Латышева (1997). Они пишут, что так было везде,
и только дорийский полис Спарта так и остался в управлении аристократии.

: myrz  |  26-07-2011, 01:15 |  872  |  Читать подробнее...